Что такое иппотерапия?

Иппотерапия – это особая форма лечебной физкультуры, где в качестве тренажёра выступает лошадь. Иппотерапия показана при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата, различных ментальных нарушениях и ряде вегетативных заболеваний. Иппотерапия играет особую роль в реабилитации детей с ДЦП и аутизмом.

Занятия по иппотерапии проводятся на специально обученной лошади, как правило, на шагу. Лошадь должна обладать спокойным нравом, импульсивным шагом, мягкими движениями на всех аллюрах и что самое важное – должна спокойно и терпеливо переносить всё, что происходит у неё на спине. В занятии, как правило, участвуют три человека - коновод, и два страхующих: инструктор по иппотерапии и помощник инструктора. На лошади, в зависимости от заболевания ребёнка, воспроизводятся различные элементы лечебной физкультуры и проводится коррекция нарушений ментальной сферы в виде игр и упражнений.

Лечебное воздействие лошади на организм всадника обусловлено удачным сочетанием биомеханического и психогенного факторов. Лошадь служит для ребёнка источников огромного количества чередующихся разнонаправленных движений и, конечно же, ярких переживаний и тепла, которое несёт в себе это животное. Играет здесь роль и фактор страха: ребёнок вынужден мобилизировать все свои силы и возможности, чтобы держать равновесие.

На подсознательном уровне лошадь притягательна для всех детей, за редчайшим исключением. Даже если он боится лошади, фактически любому ребёнку можно помочь преодолеть страх перед ней, потому что всё равно за этим страхом прячется инстинктивная тяга к этому животному.

В ряде случаях негативизм к занятиям может быть вызван поначалу затасканностью ребёнка по различным реабилитационным мероприятиям. В этом случае иппотерапия явится для ребёнка ярким мотивационным фактором, поскольку концепция иппотерапии предполагает живой интерес и непосредственное участие ребёнка в процессе реабилитации. При правильном подходе такому ребёнку скоро начнут нравиться занятия.

Иппотерапия является удачным способом лечения аутизма. Ритм лошади тонизирует и успокаивает ребёнка, сенсорное поле этого животное приятно и притягательно для него. Инструктор, также попадающий в это поле, способен явится посредником между ребёнком и окружающим миром и вызвать взаимодействие ребёнка с ним.

Особое место занимает иппотерапия в лечении ДЦП. Разнонаправленные движения лошади, совершающиеся во всех плоскостях, способствуют уменьшению мышечного тонуса и включают в работу все мышцы всадника. Во время сидения на лошади происходит массирование, растяжение и согревание мышц внутренней поверхности бедер и связок, поэтому иппотерапия является замечательной профилактикой контрактур нижних конечностей. Результатом терапии на лошади в зависимости от случая заболевания, может быть улучшение осанки, походки, увеличение угла отведения конечностей, уменьшение количества гиперкинезов, стимуляция развития ребёнка и др.

Лошадь может явиться мощным толчком для развития для детей с умственной отсталостью, вследствие сочетания в себе большого количества стимулов. Она является источником множества ярких ощущений, в том числе обонятельных и тактильных, не столь часто задействованных в повседневной жизни. Во время занятия ребёнок испытывает мощную мотивацию научиться держаться на лошади. Даже только через тело, посредством стимуляции двигательных центров возможно простимулировать иные структуры мозга, которые ребёнку тяжело задействавать в обычных бытовых условиях. Дети с синдромом СДВГ учатся выполнять на лошади упражнения, которые им сложно выполнить в повседневной жизни вследствие своего заболевания. Лошадь в этом случае опять –таки используется как мотивационный фактор, она успокаивает и тонизирует нервную систему ребёнка. Научившись осознанно и внимательно выполнять простые команды тренера, гимнастические упражнения или элементы управления лошадью, ребёнок становится способным выйти на более высокий уровень своего развития, при котором полноценно задействуются его высшие центры.